Современный хоккеист должен
играть в высоком темпе не только на протяжении одного матча, но и в ходе
всего турнира. Он должен безболезненно переносить большие тренировочные
нагрузки, восстанавливать свою работоспособность в течение непродолжительных
интервалов отдыха непосредственно в ходе занятия, матча, а также между
отдельными занятиями и играми. Следовательно, эффективность тренировочной
и соревновательной деятельности в современном хоккее во многом определяется
уровнем развития выносливости спортсменов. Наиболее общими и важными факторами,
определяющими выносливость хоккеиста, являются процессы энергообеспечения
организма. Они бывают двух видов: аэробный (с участием кислорода) и анаэробный
(без участия кислорода). В спортивной практике термин "аэробная работоспособность"
рассматривается как синоним понятия "общая выносливость ", а
термин " анаэробная работоспособность" совпадает по своему значению
с понятием так называемой "скоростной выносливостью".
Детский и подростковый возраст
являются наиболее благоприятными для совершенствования общей выносливости
основы для последующей тренировки в большом объеме с высокой интенсивностью.
Поэтому в этот период возрастного развития (8-16 лет, особенно в период
полового созревания - 13-16 лет) следует обращать особое внимание на развитие
общей выносливости. Систематическое использование тренировочных заданий,
предъявляющих значительные требования к скоростной выносливости, может
быть оправдано в основном после завершения процессов полового созревания
и при наличии хорошо развитой общей выносливости.
Сказанное не означает, что
в тренировке хоккеистов более раннего возраста не должны присутствовать
упражнения анаэробного характера. Важно, чтобы их объем был незначительным.
Для повышения общей выносливости
лучше всего использовать циклическую работу с умеренной (частота сердечных
сокращений находится в диапазоне 130-150 уд/мин) и средней интенсивностью
(частота сердечныхсокращений - 150-160 уд/мин), выполняемую равномерным
методом (обычно это бег на стадионе по дорожке, в лесу, по берегу реки,
бег на коньках, бег на лыжах, плавание, езда на велосипеде). Продолжительность
этих упражнений постепенно увеличивается в зависимости от возраста и подготовленности
хоккеистов от 10 до 60 мин. Вместе с тем используется и переменный метод
тренировки (сочетание бега с разной скоростью и ходьбы), особенно в подготовке
детей 10-12 лет. На занятиях с детьми младшего школьного возраста (8-10
лет) в основном применяются подвижные игры с небольшой интенcивнocтью
и высокой моторной плотностью.
Для повышения скоростной выносливости
используются: бег на отрезках от 200 до 800 м, бег в гору, эстафеты, преодоление
полосы препятствий, челночный бег на коньках, игровые упражнения. Упражнения
характеризуются следующими чертами: интенсивность критическая (частота
сердечных сокращений160-180 уд/мин) и субмаксимальная (частота сердечных
сокращений 180 и выше уд/мин); продолжительность от 30 с до 2 мин; интервалы
отдыха постоянные или сокращаются от 3-5 до 1 мин. между повторениями
и до 10 мин. между сериями; отдых пассивный; число повторений в серии
от 3 до 5 раз, число серий - 1-3.
Упражнения для развития выносливости
целесообразно планировать на вторую половину тренировки.